Аватар: Возмездие (и немного безусловной любви)
Джеймс Кэмерон — мой любимый режиссер, и каждый его новый фильм для меня — это как внеплановое Рождество. Скажем так: наши с ним понятия о «кино-логике» и интересы пересекаются на каком-то пугающе мистическом уровне. Сюжетные дыры, которые он допускает, я с радостью прощаю (и даже готов зашпаклевать их собственным воображением). То, что он считает крутым, я считаю божественным. И не потому, что это Сэр Джеймс Кэмерон, а потому что мы, очевидно, делим одну нейронную сеть на двоих. С другими режиссерами у меня такого телепатического коннекта нет, уж простите. 🤷♂️
Каждый раз, когда я вижу его новое творение, меня буквально размазывает от зрелищности, но, выходя из зала, я чувствую легкий укол разочарования — то история не дожала, то кастинг вызвал вопросы. Но вот что забавно: при повторном просмотре, когда эффект неожиданности спадает, разочарование испаряется, как туман на Пандоре. Оно случается только раз. А вот крутость? Она остается и крепнет с каждой замеченной деталью.
Именно поэтому мой кредит доверия к Кэмерону безлимитен. Я бы сильно удивился, если бы (Avatar: Fire and Ash) ударил по мне так же больно, как по большинству критиков. И все же, всеобщий разнос был настолько суровым, что я входил в кинотеатр с трепетом, будто иду на экзамен, к которому не готовился. Зря боялся: магическая связь сработала. Лично для меня это работает. Скажу крамолу: мне этот фильм понравился больше второй части. Я посмотрел его дважды в IMAX 3D, второй раз — со всем своим семейством, и все остались в восторге. Хейтеры, ваш выход, можете кидаться попкорном. Но я счастлив, что фильм успешен, потому что, хоть я и мечтаю увидеть от Кэмерона что-то совсем другое, я совершенно не против частей 4 и 5. Дайте две!
Хоррор, от которого хрустят кости
Я уже упоминал приятные пополнения в жанре ужасов, и (Weapons) оказался чертовски хорош. Рекламная кампания, которая умудрилась ничего не заспойлерить (редкость в наши дни, достойная Красной книги), интригующая завязка, герои, барахтающиеся в беспомощности, как котята в молоке… и супер-удовлетворительный финал. Говорю как зритель: это было чистое блаженство. Мне нравился (Barbarian), и я надеялся, что Зак Креггер сможет достойно продолжить, но это? Это превзошло все ожидания. Мог бы сказать больше, но я не тот человек, кто портит удовольствие спойлерами. Тссс. 🤫
Австралийские коробочки (моя прелесть)
Блестяще оформленные бокс-сеты — мой личный порок, и я коллекционирую физические носители уже десятилетиями, к моему восторгу (и тихому отчаянию остальных обитателей моего дома). И раз в несколько лет я внезапно обнаруживаю страну, которая становится настоящей пещерой Али-Бабы для коллекционера. В этом году эстафету перехватила Австралия, и два дистрибьютора выдали там настоящие шедевры. Umbrella Entertainment выпустили потрясающие издания (Salute of the Jugger), (Angel’s Egg), (Wake in Fright), (Eyes Without a Face) и (The Fall) Тарсема…
Но даже они не самые безумные в этой гонке: медаль за сумасшествие уходит к Via Vision и их лейблу Imprint. В 2024 году они выкатили гигантское специальное издание к 40-летию (The Neverending Story) — набор настолько огромный, что коллекционные карточки там лежат в натуральную величину. А в 2025 году они превзошли самих себя с бокс-сетами для (The Keep), (Lifeforce) и (Kill Bill), каждый из которых великолепен и масштабен. А их издание линчевской (Dune), возможно, имеет самую сумасшедшую внешнюю коробку в истории…
Эти ребята помешаны в самом правильном смысле слова, так что будьте уверены — я буду следить за их релизами с лупой. 🧐
Я стал продажным писателем (наконец-то!)
Кстати об Umbrella Entertainment: в 2025 году они подарили мне кое-что еще. В эпоху, когда генеративный ИИ используется для всего, включая написание текстов (привет, Скайнет!), мне предложили гонорар за статью о фильме. Это не первый раз, когда мне платят за тексты (я все-таки писатель, и продавал статьи другим изданиям), но это был первый раз, когда меня попросили написать что-то конкретное, заранее, и пообещали за это деньги. И это случилось снова, так что я, должно быть, делаю что-то правильно!
И что же меня попросили выдать? Эссе для буклета, включенного в превосходное издание ужасающего (Noroi: The Curse) от Кодзи Сираиси.
Это чистое золото
Говоря о сюрпризах: если бы кто-то сказал мне заранее, что я полюблю (K-pop Demon Hunters), я бы вызвал санитаров. Потребовалась целая армия знакомых (и незнакомых, но уважаемых мною людей), чтобы заставить меня это посмотреть, и… фильм очаровал меня до потери пульса.
История того, как он стал вирусным, тоже безумно веселая: убытки, списание со счетов студией, которая не верила в проект, и затем — массивный хит для компании, подобравшей его за копейки. Доступный бесплатно для подписчиков Netflix, саундтрек стал монструозным хитом в Tik-Tok, затем в платных медиа, затем это привлекло внимание к фильму, затем прокат в кинотеатрах, затем версии для караоке… Больше не спрятаться, он сияет, как будто для этого и был рожден! Я не удивлюсь, если он отхватит номинацию на «Оскар» за лучшую песню. 🎤
Это удивительная индустриальная история, а сам фильм? Он веселый! Он заставил меня смеяться, и хотя местами он сшит белыми нитками, в конце он пробил меня на эмоции. (K-pop Demon Hunters) не попал в мой топ-5 за 2025 год, но в топ-10? Возможно, он туда просочился… В топ-20 он точно прописался.
О Грешниках…
Фильм Райана Куглера (Sinners) занял второе место в топ-10 ScreenAnarchy за 2025 год (с поул-позишн на середине дистанции…), и в нем есть одна из лучших сцен в новейшей истории кино. Момент, когда музыка объединяет прошлое, настоящее, будущее и фантазию… Вампирский триллер вокруг этой сцены — твердая восьмерка, но этот конкретный кусок? Десять из десяти. Я говорил, что в этом году не было настоящей классики, но, возможно, я был слишком суров. Это тот фильм, который запомнят.
… и Святых!
Детективы Райана Джонсона из серии (Knives Out) занимают особое место в моем сердце. В 2025 году нас угостили третьей частью, и, судя по всему, Netflix законтрактовал еще две. Это делает меня счастливым.
И (Wake Up Dead Man: A Knives Out Mystery) стал одним из моих фаворитов в этом году. Это достойный детектив (хотя и не слишком сложный для разгадки…), но вдобавок ко всему это очень смешной фильм — музыкальный момент из «Призрака оперы» довел меня до истерики. И сверх того, это один из немногих фильмов, который объясняет, в чем на самом деле польза хорошего священника. Как и в (Calvary), вам показывают разницу, и неважно, религиозны вы или нет — нам всем не помешало бы немного доброты и прощения, если они искренни. Внезапное прозрение атеиста Бенуа Блана ближе к финалу ударило меня туда, где я совсем не ожидал (прямо в душу). 🕵️♂️
Голландские фестивали (Гид по выживанию)
Теперь в Нидерландах есть пять фестивалей, которые я всегда стараюсь посетить, и каждый из них особенный по-своему.
Международный кинофестиваль в Роттердаме (IFFR) — крупнейшее культурное событие в Нидерландах, судя по количеству проданных билетов, и, по счастливому стечению обстоятельств, он проходит в моем родном городе. Обычно именно там я нахожу свой любимый фильм года (хотя заранее об этом никогда не знаю), и 2025 год не стал исключением. Подробнее об этом позже!
В Бреде есть фестиваль, посвященный фильмам категории Б, андерграунду и трэшу (BUT), с одной из лучших атмосфер среди ВСЕХ мероприятий, но в 2025 году я его пропустил (каюсь!).
Затем снова Роттердам с фестивалем, посвященным японским фильмам и культуре — Camera Japan Festival. В этом году прошла его 25-я итерация, и вместо маленького рынка еды и культуры, к моему восторгу, они устроили ОГРОМНЫЙ рынок. К тому же, дегустация саке никогда не стареет… 🍶
В Амстердаме у нас есть Imagine Festival, посвященный фэнтези, научной фантастике и хоррорам, с отличной программой в этом году! Ни один из фильмов я не смог отрецензировать, так как их уже разобрали другие авторы. Ну что ж, по крайней мере, я посмотрел их в кинотеатре, как простой смертный!
Однако моим фаворитом в 2025 году стал фестиваль Film by the Sea во Флиссингене, который меньше IFFR, но куда более гламурный, с красными дорожками и прочим шиком. Там показывали отличные фильмы, включая (A Woman Like Monique), который был мировой премьерой. Именно там я сделал этот снимок с кучей голландской киноэлиты. Слева направо: актер Эдвин де Врис, режиссер Клэр Пейман, актриса Моник ван де Вен, режиссер Дик Маас, режиссер Эсме Ламмерс. Почувствовал себя папарацци королевского двора. 📸
Моя самая читаемая статья (Минутка тщеславия)
Поскольку я человек тщеславный, я всегда проверяю, какая из моих статей стала самой популярной. К моему огорчению, последние несколько лет это всегда были списки топ-10 предыдущего года. Итак, что, по-вашему, произошло в 2025-м? Зацените мой топ-3 самых читаемых статей:
1: Топ-10 фильмов за 2024 год
2: Топ-25 фильмов 21 века
3: Топ-10 фильмов за первую половину 2025 года
Я понимаю, списки — это весело, я имею в виду… эта статья — буквально еще один список. Но все же! Списки — это общественное достояние, мы создали их группой. А что сделал я, где больше всего меня?
Ну, если отбросить списки на секунду, моей самой читаемой статьей стала рецензия на филиппинский хоррор (Lilim). И поскольку это чертовски крепкий фильм, я счастлив снова направить на него луч прожектора.
Мое (ну, не совсем мое, но…) любимое интервью
В 2025 году я брал не так уж много интервью, но мой коллега Теодор Стин тут же ринулся в бой, увидев в списке гостей IFFR несколько интересных личностей. Я пошел с ним, чтобы пофотографировать, и во время интервью с Джозефом Каном меня даже пригласили присоединиться к вопросам. Мистер Кан очень дружелюбен и невероятно эрудирован, с ним просто приятно беседовать, и он — кладезь анекдотов. Когда он узнал, что Теодор особенно интересуется музыкальными клипами, он даже показал нам на своем ноутбуке, над чем сейчас работает. Интервью получилось настолько большим, что нам пришлось разбить его на две части.
Забавный факт: Теодор — один из тех сверхвысоких людей (гораздо ближе к 2 метрам 15 сантиметрам, чем к 180), и когда пресс-служба сказала нам, что «нашла комнату для интервью», они привели нас вот сюда. Представьте Гулливера в кукольном домике.
Мое любимое приобретение (Прощайте, деньги)
Изрядная часть моего дохода уходит на кино. Так что же я купил такого, что порадовало меня больше всего? Книга? Фильм? В 2025 году это был фильм. Или, скорее, очень специальное издание фильма.
Я уже упоминал австралийское издание от Imprint хоррор-фэнтези Майкла Манна времен Второй мировой (The Keep). Сам фильм — это порезанный, несовершенный би-муви о нацистах, вынужденных освободить еврейского профессора из концлагеря, чтобы спастись от вампироподобного демона, которого они случайно разбудили. Несовершенный или нет, он усеян звездами, имеет легендарный саундтрек от Tangerine Dream и является чудесным курьезом из 1980-х.
Десятилетиями его было трудно найти на видео, а когда в США выпустили Bluray, его раскупили за часы. Ну, кто-то в Австралии подумал: давайте засунем эту штуку в гигантскую коробку с книгами, постерами и безделушками, и прикрепим на фасад металлический крест весом 650 грамм. О, и когда вы снимаете крест, вы видите 3D-лентикулярное изображение лица демона.
Кхм… вы купили меня уже на слове «лентикулярное». Блин, вот это цацка. И это был только фасад…
Мой любимый фильм
Международный кинофестиваль в Роттердаме огромен, там показывают буквально сотни картин, многие из которых — премьеры. Как выбрать, что смотреть? Лично я следую за чартами зрителей. Несколько раз в день фестиваль обновляет рейтинг, и всегда стоит посмотреть, что всплывает наверх.
В 2025 году это привело меня к драме Уолтера Саллеса (I’m Still Here) о конгрессмене в Бразилии, который «исчез» благодаря фашистскому правительству в начале 1970-х. Фильм показывает эффект, который это оказало на его семью: надежды, трудности, абсолютную подлую несправедливость, но также настойчивость и силу. В своей рецензии я сказал следующее:
«(I’m Still Here) — это не просто путешествие в отчаяние. Вы видите страдания семьи, но вы также разделяете их стойкость и упрямство. Юнис Пайва стала всемирно известным борцом за права человека, защищая тропические леса Амазонки и живущие в них племена, и оставалась занозой в боку правых политических партий всю свою жизнь. Останьтесь на финальные титры, так как фильм полон фотографий, семейных снимков, многие из которых важны для истории. Когда идут титры, вы видите, как тщательно все это было воссоздано, так как вам показывают оригиналы с реальным Рубенсом, реальной Юнис и их реальными детьми».
Один из самых мощных фильмов на эту тему, который я видел, относящийся к ней с уважением и интимностью. (I’m Still Here) — это удар под дых, но удар правильный и нужный. Зрители на фестивале в Роттердаме полюбили его и присудили фильму Приз зрительских симпатий с невероятно высоким рейтингом 4.8 из 5. И я с ними полностью согласен.

