ДомойЗвёздыРежиссёры и сценаристыГений Дель Торо снова в деле и его Франкенштейн это просто разрыв сердечка и лучший фильм века

Гений Дель Торо снова в деле и его Франкенштейн это просто разрыв сердечка и лучший фильм века

Ну что, друзья мои, наливайте себе чего-нибудь терпкого — у нас тут разговор серьезный, но, как водится, с чертовщинкой. Наш любимый мексиканский сказочник, бородатый добрый волшебник Гильермо дель Торо, наконец-то сделал это. Он разродился своим opus magnum, который вынашивал, кажется, с тех пор, как сам еще пешком под стол ходил. Речь, конечно, о Frankenstein.

Вы же знаете Гильермо. Этот человек любит монстров больше, чем большинство людей любят своих детей. Он годами жужжал всем в уши про Мэри Шелли и про то, как его, девятилетнего пухляша, перепахала испанская лента The Spirit of the Beehive (1973). Помните то кино? Где девочка смотрит классического «Франкенштейна» с Борисом Карлоффом и навсегда улетает кукушкой в мир фантазий? Так вот, это, по сути, байопик самого дель Торо. И вот теперь, когда у него есть «Оскары», бюджеты Netflix и карт-бланш на любые безумства, он решил показать нам, как надо любить мертвецов.

Сразу скажу: забудьте все эти клише с зелеными болтами в шее и рычащими зомби, которых гоняют вилами крестьяне из массовки. Дель Торо, как истинный эстет, пошел по стопам самой матушки Шелли, но свернул на свою любимую готическую тропинку. Фильм начинается эпично: корабль, застрявший во льдах (привет, Дэн Симмонс, но нет), экипаж, пытающийся откопать судно, и тут — бац! — взрыв. А на льдине, как пингвин-неудачник, мерзнет Виктор Франкенштейн в исполнении Оскара Айзека. Оскар, кстати, здесь играет на разрыв аорты, напоминая нам, что он не только пилот повстанцев из далекой галактики, но и чертовски хороший драматический актер, способный сыграть даже телефонный справочник.

И вот тут дель Торо делает финт ушами, за который я готов его расцеловать. Он делит историю на две части. Сначала мы слушаем исповедь Виктора — классическая история о том, как мальчик с daddy issues решил поиграть в Бога. Айзек выдает такого нарцисса, что хочется дать ему подзатыльник. Но вторая половина фильма… О, mon ami, вторая половина — это чистый бриллиант!

Сцена уступает место Созданию. И тут — сюрприз! — в лохмотьях монстра у нас Джейкоб Элорди. Да-да, тот самый высоченный красавчик из Euphoria, по которому сохнут все старшеклассницы мира. Казалось бы, где Элорди, а где гнилая плоть? Но этот парень крадет фильм. Просто крадет и уносит в своем гигантском кармане. Джейкоб выдает такую боль и такую невинность, что начинаешь сомневаться: а кто тут, собственно, чудовище? Элорди играет не монстра, а брошенного ребенка, двухметрового младенца, которого «папа» выкинул на мороз, потому что тот вышел рылом не очень.

Конечно, не обошлось без ложки дегтя, но совсем маленькой. Хронометраж в два с половиной часа — это, знаете ли, испытание для современного зрителя с клиповым мышлением. Местами фильм буксует, особенно в первой половине, где нам слишком долго разжевывают детские травмы Виктора. Зато в кадре появляется Кристоф Вальц! Старина Вальц играет Генриха, спонсора экспериментов. Играет он, как всегда, гениально, но… как всегда. Знаете, это тот случай, когда Кристофу просто сказали: «Будь собой, изобрази нам Ганса Ланду, только в сюртуке». Персонаж чисто функциональный, как и героиня Мии Гот (наша любимая королева крика из X и Pearl). Миа здесь играет Элизабет, и, честно говоря, ее талант тратится впустую — она тут скорее мебель, двигающая сюжет, чем живой человек. Обидно, досадно, но ладно.

Зато визуально… Мама мия! Дель Торо и его бессменный оператор Дэн Лаустсен сотворили что-то невероятное. Каждый кадр можно распечатывать и вешать в Лувре. А музыка Александра Деспла? Это же мед для ушей! Религиозный символизм, конечно, прет из всех щелей: Виктор мнит себя Богом, Существо распинают (буквально), горящие ангелы в снах… Иногда это выглядит heavy-handed, как удар Библией по голове, но Гильермо мы это прощаем. Он художник, он так видит.

В итоге, что мы имеем? Это не хоррор, упаси боже. Это трагическая готическая мелодрама о дисфункциональной семье. О том, что бывает, когда создатель кладет болт на свое творение. Если вы любили Pan’s Labyrinth, то вы будете рыдать от восторга. Дель Торо снял сказку, где монстр — самый человечный персонаж, а люди — те еще упыри.

Вердикт: Смотреть обязательно, лучше на самом большом экране, который найдете. И запаситесь носовыми платками, потому что Элорди разобьет ваше сердечко. 🍷💀

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Кинтересно